Дисциплины
Программа второго высшего психологического образования
Введение в профессию
Основными задачами курса «введение в профессию являются:
• ознакомление студентов с содержанием профессиональной деятельности психолога, ее особенностями, основными направлениями в работе, применяемыми методами, основными подходами, сложившимися в психологической практике;
• создание у будущих психологов установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями, формирование мотивации самопознания, личностного роста и самосовершенствования, принятию и утверждению этических принципов во взаимоотношениях с коллегами
История психологии
История психологии – дисциплина, создающая фундамент психологических знаний. Изучение истории психологии – это знакомство с этапами развития психологического знания и становления основных психологический школ. Основа курса – анализ исторических вариантов становления психологии с использованием метода рациональной реконструкции (философско-методологические основания и обсуждение вопросов достоверности).
Содержание развития психологии на разных исторических этапах:
  • Основные направления изучения человека в античный период
  • Развитие психологической мысли периодов Средневековья и Возрождения
  • Философско-психологическая мысль Нового времени
  • Развитие психологических знаний в XVIII–XIX вв.
  • Оформление психологии как самостоятельной науки
  • Период «открытого кризиса» в психологии (начало ХХ в.). Причины и его последствия для науки.
  • Развитие психологии в первые десятилетия ХХ в.
  • Психология во второй половине ХХ в.
  • Современные научные направления и системы в мировой психологии
Общая психология
Курс по общей психологии является основным для изучения прикладных, теоретических и практических дисциплин. Он закладывает терминологическую базу для дальнейшего освоения всего объема знаний. В нем изучаются психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), состояния и свойства (темперамент, характер, способности).
Психология личности
О чем можно узнать на занятиях курса «Психология личности»?
  • о категории Личность и о личности как особой психической реальности, о её ядре и периферии;
  • об основных теориях личности в психологии ХХ века;
  • о логике и истории развития каждой теории,
  • о том как влияет общенаучный и социально-исторический контекст на возникновение определенной теории личности;
  • об особенностях личности и биографии авторов теорий.
Основные темы курса
- Личность в ортодоксальном психоанализе и близких к нему подходах
- Социально-психологические теории личности
- Теория поля К. Левина и ее влияние на психологию личности. Теория личности Г.Олпорта
- Психодинамические теории личности К. Хорни, Э. Эриксона и Э.Фромма
- Диспозициональное и когнитивное направления в психологии личности
- Гуманистическая психология личности
- Российская, советская и постсоветская психологии личности
Основы психогенетики
Психогенетика (генетика поведения) — область знаний, пограничная между психологией и генетикой, предметом исследования в которой является вклад наследственности и среды в формирование психологических особенностей человека. В ходе изучения дисциплины слушатели будут ознакомлены с материальными основами и общими закономерностями передачи наследственных свойств, в первую очередь, на примере взаимодействий между конкретными генами человека и поведенческими особенностями. Будет предоставлена информация о современных методах изучения генетики поведения, а также о влиянии наследственных и социальных факторов на возрастные изменения, формирование девиантного и аддиктивного поведения. Слушатели получат возможность самостоятельно прогнозировать определенные ситуации, связанные с генетикой человека, определяя вероятность проявления признака у потомка.
Психологический практикум
Программа учебной дисциплины тесно связана с программой «Общей психологии» и представлена в виде практических занятий. Основное содержание курса является систематизация и общий анализ методик, методических приемов, методических проблем изучения соответствующих психологических свойств индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности.
Анатомия центральной нервной системы
Основная задача дисциплины - ознакомить студентов с тем, как устроены разные отделы нервной системы и как эту информацию можно учитывать в работе психолога консультанта. Курс ведет практикующий психолог с медицинским образованием, в прошлом практикующий врач. Знания, полученные на занятиях необходимы для лучшего освоения другой дисциплины 1 курса "физиология центральной нервной системы"
Физиология центральной нервной системы
В этом курсе рассматриваются различные механизмы, лежащие в основе нервных процессов. Первая часть курса - это процессы внутри клетки и процессы взаимодействия нервных клеток. Другая часть – изучение работы функциональных блоков мозга. В курсе студенты также изучают иерархическое устройство центральной нервной системы, взаимодействие разных отделов мозга.
Физиология высшей нервной деятельности
В основе курса – теория условного рефлекса И. П. Павлова в её изначальном, классическом виде и дальнейшем развитии в работах последователей. В многочисленных экспериментах ими достоверно описаны процессы в нервной системе и то, как эти процессы определяют внешнее поведение человека в среде. Отдельная большая часть курса – работа внешних сенсорных систем. Хорошее понимание механизмов физиологических и высших нервных процессов, лежащих в основе внешнего поведения, даёт серьёзную опору в работе психолога-консультанта.
Психофизиология
Курс направлен на ознакомление с физиологическими основами психических состояний и процессов. В нем рассказывается о современных психофизиологических методах исследования и применении их в психологической практике, раскрывается роль нервной, гуморальной и иммунной систем и их взаимодействия в регуляции функционирования человеческого организма. Особое внимание уделяется физиологии стресса, вопросам формирования психосоматических заболеваний, физиологическим аспектам психических нарушений и психического здоровья. Также рассматривается биологический базис развития психики и поведения, проблемы нарушений раннего развития, нормальное и отклоняющееся старения. Рассматривается физиологическая основа индивидуальности, роль генетических особенностей и средовых влияний в ее формировании. Знания, приобретенные при освоении курса, окажутся полезными для специалистов в области психологического консультирования, клинической и медицинской психологии, психологии развития, специальной психологии, психологии обучения и трудовой деятельности.
Зоопсихология и сравнительная психология
Курс ориентирован на формирование у студентов естественно научного представления о психике. Основная задача зоопсихологии – показать динамику развития психических феноменов в процессе эволюции.
Человек (как вид) обладает самой совершенной психикой из всех населяющих землю видов. Но, в той или иной степени, все психические феномены представлены и у животных. Что мы наблюдаем у животных - поведение в ответ на различные ситуации, в которых они оказались. С чем работают психологи – с реакциями на те, или иные жизненные ситуации. Это тоже поведение. Механизмы формирования поведения у нас (людей) и у животных одни и те же. Изучая поведение животных, мы пытаемся понять, как устроена психика человека.
Знания по зоопсихологии это не только интересно, но и полезно как для обычной жизни, так и для профессиональной деятельности.
Дифференциальная психология
Дифференциальная психология изучает причины различий в реакциях между людьми. Она ищет ответы на вопросы, почему на одно и то же события разные люди реагируют не одинаково, в чем причина различных реакций у мужчин и женщин, как профессиональная деятельность влияет на психологические реакции и другие вопросы.
Психология развития и возрастная психология
Курс рассматривает жизненный путь человека от рождения до старости. Жизнь человека не протекает плавно, а состоит из кризисов и стабильных периодов, чередующихся между собой. Каждому периоду присущи закономерности, изученные и описанные психологами. Слушатели познакомятся с существующими концепциями, узнают о сложностях, сопровождающих каждый из периодов, и получат инструменты, способствующие эффективности прохождения кризисов. Особое внимание в курсе уделяется детскому периоду; будут подробно рассмотрены стратегии воспитания здоровой личности.
Социальная психология
Это раздел психологии, изучающий поведение человека в контексте социальных групп, взаимодействия с другими людьми. Она рассматривает мировоззрение человека, социально-психологический взгляд на мир, который помогает ему осмыслять реальный опыт отношений между людьми во всём его многообразии, найти личностные способы межличностного и группового общения, взаимоотношения с собственным «Я», сформулировать свои ценности и смыслы.
Математические методы в психологии
Знакомит студентов с правилами и методами сбора, систематизации и обработки данных психологических исследований. Освоение этой дисциплины повышает математическую подготовку и позволяет правильно работать с эмпирическими результатами, представлять свои исследования и анализировать исследования других.
Психология труда и инженерная психология
Курс посвящён вопросам, связанным с исследованием возможностей раскрытия потенциала личности в деятельности. Какие психологические особенности в 21 веке важно учитывать для реализации поставленных перед организацией целей? Что должно учитываться для достоверного прогноза поведения сотрудников в разных ситуациях? Какие специфические характеристики мужчин и женщин могут влиять на их деятельность? Что делать, чтобы предотвратить профессиональное выгорание и как организовать программу реабилитации?
Что такое карьеровая психология: как верно прогнозировать карьерные возможности сотрудников и… помочь себе изменить свою вынужденную рабочую ситуацию на возможность найти современную экономическую форму для свой любимой деятельности?
В курсе приводятся актуальные данные научных исследований российских и зарубежных учёных. Использование этой информации предоставит возможность сократить заведомо неудачные эксперименты над собой и своими сотрудниками. А яркие кейсы из реальной бизнес-практики станут не только иллюстрирующими теорию примерами, но и основой для грамотных решений в самых сложных рабочих ситуациях.
Психодиагностика
Программа учебной дисциплины затрагивает основы психодиагностики и знакомит слушателей с представлениями о психодиагностическом методе и процедуре обследования. Основной акцент в программе уделяется классической теории психологических тестов (психометрия), знание которой необходимо для оценки качества диагностического инструментария.
Практикум по психодиагностике
Основной целью дисциплины является повышение уровня практической подготовки студентов в области прикладной психологической диагностики. Слушатели знакомятся с основными правилами и особенностями проведения диагностического обследования, организуют свое исследование и оформляют его в виде отчета.
Введение в клиническую психологию
Основными задачами курса клиническая психология являются: формирование представления о психической норме и патологии; знакомство с теоретическими основами психопатологии, терминологическим аппаратом и методологическими принципами клинической психологии. В рамках курса большое внимание уделяется анализу причин возникновения и динамике развития тех или иных психологических (психиатрических) нарушений. Мы будем изучать особенности восприятия собственных состояний людьми – их картину болезни и типы реагирования на болезнь. Отдельной и очень важной темой будет изучение роли и функций клинического психолога в различных учреждениях.
Практикум по клинической психологии
Практикум является продолжением дисциплины «Введение в клиническую психологию» и содержит ряд практических задач. Во-первых, познакомить студентов с правилами проведения патопсихологического исследования и основными приемами его проведения. Во-вторых, познакомить с методиками для диагностики нарушений основных психических процессов и научиться подбирать соответствующий психодиагностический инструментарий для решения поставленных задач. В третьих, освоить правила оформления патопсихологического заключения и формулирования обратной связи. Кроме решения диагностических задач мы потренируемся разрабатывать планы реабилитации и профилактики пациентов, на основе полученных в результате исследования данных.
Психология общения
Психология общения это практический курс (тренинг). С одной стороны это практическое развитие одной из тем социальной психологии, с другой стороны это основа для прикладного курса «Основы психологического консультирования». Он направлен на решение нескольких задач:
- оценки студентами собственных навыков в области межличностной коммуникации;
- формирование навыков эффективного общения ( установление контакта с партнером, активного слушания, корректной обратной связи в процессе коммуникации и др).
- преодоление стереотипов, способствующих агрессивному поведению, формирование навыков уверенного поведения.
-изучение барьеров сознательно и не осознанно используемых людьми в процессе взаимодействия и тренировка способов их преодоления.
Специальная психология
Курс «Специальная психология» ориентирует студентов в тех проблемах, с которыми психолог может столкнуться в системе помощи лицам с с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На занятиях рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности лиц с отклонениями в развитии, причины деформации личности, особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, а также особенности коррекционно-психологической работы. Студенты знакомятся с основными теоретическими положениями специальной психологии, общими закономерностями нарушенного психического развития, типах дизонтогенеза, направлениями практического применения специальных психологических знаний, основными концептуальными подходами к пониманию проблемы отклоняющегося развития.
Знание особенностей и возможностей лиц с различными недостатками развития дает психологу средства для коррекции недостатков и помощи в социализации.
Основы психологического консультирования
Курс включает в себя тренинг неспецифических навыков психологического консультирования и знакомство с основными психотерапевтическими направлениями.
На занятиях используется много упражнений, игр, элементов тренинга, инсценирования. Студенты на собственном опыте интегрируют этические нормы работы с клиентами, осваивают в диалогах модель психоконсультативного интервью, тренируют навыки наблюдения и сбора вербальной и невербальной информации. Курс позволяет студентам получить представление о наиболее распространенных темах обращения клиентов к психологу, потренироваться в помощи в безопасной учебной обстановке и получить профессиональную обратную связь.
Из множества терапевтических направлений мы знакомим студентов с основными идеями и некоторыми приемам гештальт-терапии, когнитивно-бихевиорального и психодиначеского направления в консультировании, психодрамы, телесной и семейной терапии.
Антропология
Антропология – это наука, изучающая условия формирования и жизнедеятельности человека как биологического вида с учётом социокультурной специфики людей. С одной стороны, человек является одним из множества биологических видов, живущих на нашей планете. Его анатомические и физиологические особенности во многом определяются климатическими факторами внешней среды и генетически задаваемыми признаками. С другой стороны, людям свойственны психические особенности, отличающие их от животных. Эти свойства во многом не зависят от климатических и генетических факторов. Одной из главных социокультурных особенностей людей является наличие высокоразвитого языка. При этом, биологические и социальные свойства людей образуют функциональное единство, неразделяемое в процессе реальной жизнедеятельности. Курс антропологии направлен на формирование у студентов-психологов представлений о роли различных факторов в формировании человека как социобиологического вида. В курсе представлен как общеизвестный материал, касающийся эволюции человека, так и результаты оригинальных авторских антропологических исследований, полученных в разных регионах Земли.
Общая дисциплина 3 курса
Экспериментальная психология
Дисциплина знакомит с основами дизайна (конструирования) исследований в психологии. Рассматриваются различные методологические подходы, особенности разных типов исследований, требования к их планированию, проведению, к интерпретации и предоставлению результатов. Значительную часть курса составляют практические занятия: критический анализ существующих исследований, составление исследовательских планов. Формируемые навыки пригодятся при выполнении квалификационных работ разного уровня, проведении исследований в разных областях психологии, публикации научных статей, подготовке презентаций результатов исследований и докладов. Освоение курса будет способствовать формированию умения ориентироваться в многообразии информации современного мира, оценивать достоверность фактов, получаемых другими исследователями.
Общая дисциплина 3 курса
Методология психологического исследования
Методология науки – особое исследовательское направление, направленное на разработку методов получения, систематизации и использования знаний. Курс «Методология психологического исследования» предлагается для ознакомления студентов-психологов с основными проблемами организации научного исследования и подходами к решению этих проблем. В рамках курса рассматриваются подходы к разработке методологии психологических исследований, предложенные в рамках различных философских направлений. Освещены основные теоретические проблемы методологии науки в целом и их специфика применительно к психологическим исследованиям. Разбираются различные определения таких ключевых для любой научной дисциплины понятий как «научная теория», «гипотеза», «доказательство», «терминологический аппарат» и т.д. Рассматривается специфика этих понятий применительно к психологии. В завершении курса проводится методологический анализ нескольких психологических и психофизиологических концепций, на основе которого делается их сравнительное сопоставление.
Общая и частная психопатология
Дисциплина «Общая и частная психопатология» предназначена для ознакомления с содержательными, методологическими и прикладными аспектами общей и частной психиатрии.
В курсе даются представления об основах психиатрии и ее связях со смежными областями медицины и клинической психологии. Студенты знакомятся с современными направлениями в психиатрии и применяемыми классификациями; с основными симптомами и синдромами нарушений психических функций; с этиологией и патогенезом эндогенных, органических, «пограничных» и других психических расстройств, закономерностях их клинических проявлений и течения; осваивают диагностические и дифференциально диагностические подходы, используемые в психиатрии.
Пограничные нервно-психические раcстройства
Дисциплина «Пограничные нервно психические расстройства» направлена на формирование профессионального мышления специалиста в области клинической психологии. Курс рассматривает теоретические положения и основные понятия неврозологии, дает представление о социально-психологических, психосоматических и глубинно-личностных механизмах развития невротических расстройств, наиболее эффективных формах психотерапевтической работы, ориентирует в вопросах реабилитации, психопрофилактики и психогигиены.
Психодиагностика в клинической практике
Цель курса - ознакомление с вопросами методологии патопсихологического исследования и основными приемами его проведения. Курс является в большей степени практическим. Обучающиеся знакомятся с патодиагностическими методиками, построением тактики и стратегии патопсихологического исследования, правилами подбора методик под задачу, обработки полученных материалов. Студенты приобретают опыт использования психодиагностических методик используемых в патопсихологическом обследовании пациентов и оформления заключения по результатам обследования.
Психология отклоняющегося поведения
Курс позволит вам узнать:
- многообразие подходов к изучению отклоняющегося поведения
- биологические, социальные и психологические корни поведенческих отклонений
- вы научитесь различать виды отклоняющегося поведения, такие как зависимое (в том числе любовная зависимость), противоправное и др.
- интерпретировать конкретные проявления психической жизни людей
- методы профилактики и коррекции подобного поведения
- стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.
Проблема отклоняющегося поведения широко представлена в нашей жизни . Понимать, уметь распознавать, а при необходимости корректировать такое поведение - очень ценный навык.
Психология аномального развития
Основной целью освоения дисциплины «Психология аномального развития», является формирование у студентов системы знаний по психологии детей с отклонениями в психическом развитии, а также практических навыков по исследованию больных. Студенты знакомятся с историей развития взглядов на возникновение психических расстройств у детей, формируют представления о структуре, закономерностях развития и течения детской психопатологии, современных подходах к лечению нарушений в психической сфере ребенка. Осваиваются навыки проведения психодиагностической беседы с матерью и ребенком, применения методик психологического исследования детей.
Клиническая психология в экспертной практике
Основной целью дисциплины «Клиническая психология в экспертной практике» является изучение особенностей деятельности эксперта-психолога; определение пределов компетенции психолога при проведении комплексной экспертизы. Студенты осваивают методологию и методы проведения психологической экспертизы; изучают виды судебно-психологической экспертизы в медико-социальной, медико-педагогической, врачебно-военной экспертизах.
Психосоматические и соматопсихические расcтройства
Дисциплина «Психосоматические и соматопсихические расстройства» предназначена для того, чтобы во-первых, ознакомить слушателей с принципами психофизического единства, основными идеями о взаимном влиянии телесных и психических процессов, и во-вторых, в приобретении студентами опыта практической работы.
При изучении курса систематизируются знания о влиянии психологических состояний на здоровье человека и влияние соматических заболеваний на психические процессы личности. Рассматриваются вопросы психологических аспектов диагностики, экспертизы, реабилитации в психосоматической клинике. Студенты изучают способы психотерапевтической работы с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами.
Посттравматическое стрессовое раcстройство
В программе «Посттравматическое стрессовое расстройство» представлена современная точка зрения на феномен психической травмы. Рассматриваются физиология изменений, нейрофизиологический и психологический аспекты психологической травмы, классификация психических травм и факторы, способствующие развитию процесса. Психический шок, клиника и основные способы оказания первой помощи, в т.ч. при массовых поражениях. Изучим динамику психопатологического процесса с течением времени. Особо рассмотрим острое посттравматическое стрессовое расстройство, его клиническую картину и течение. Познакомимся с техникой EMDR (ДДГ – десенсибилизация движением глаз). Большое внимание уделяется: хроническому посттравматическому стрессовому расстройству; травматическому развитию личности и стокгольмскому синдрому; особенностям психической травмы у детей и подростков.
Психология сексуальности человека
Сексуальность – неотъемлемый аспект человеческой жизни. Половая жизнь человека неразрывно связана с наиболее важными аспектами человеческого бытия – и прежде всего познанием самого себя через общение с другим. Курс направлен на приобретение студентами компетенций в отношении социально-культурных, историко-этнографических и психологических закономерностей сексуального поведения людей. Психолог-консультант должен научиться хорошо ориентироваться в этой сфере, иметь хорошую профессиональную опору для работы с клиентами, обращающимися с «сексуальной» тематикой.
Практикум по психологическому консультированию
Дисциплина «Практикум по психологическому консультированию» является продолжением знакомства студентов с практической психологической деятельностью – психологическим консультированием, начатом в курсе «Основы психологического консультирования». «Практикум по психологическому консультированию» дает студентам представление о методах психологической помощи в разных психотерапевтических подходах; возможность тренировки разных методов в моделируемой на занятиях ситуации «консультант-клиент», а также в различных тренировочных упражнениях.
Made on
Tilda