|
|||
Бизнес обучениеВторое высшее образованиеПодготовка Менеджеров по обучению и развитию персонала (T&D)Подготовка Менеджеров по персоналу (HR)КонсалтингВакансииЗаказать обратный звонокЗаказ обратного звонкаЗаказ обратного звонкаВаш заявка принята. Ожидайте звонка. Обратная связь![]() |
Секрет эффективности тимбилдинга (июнь 2008 г.)Секрет эффективности тимбилдингаИнтервью опубликовано в сибирском деловом журнале "Стратегии Успеха" №6 за июнь 2008 г. Тимбилдинг не всегда приносит тот эффект, на который изначально рассчитывает заказавшая его компания. По мнению директора Центра психологии Новосибирского госуниверситета Петра Рыженкова, более 15 лет работающего в сфере бизнес-психологии, в некотрых случаях вообще не уместно делать из коллектива команду - "корпоративная лодка" всё равно разобьется о "быт компании". Подробнее свой взгляд на проблему эффективности тимбилдинга ПЕТР РЫЖЕНКОВ изложил в интервью корреспонденту "СУ" МАКСИМУ БУГАЕВУ. ТРИ ТИПА ТИМБИЛДИНГА — Петр Ермолаевич, насколько я знаю, вы сейчас готовите книгу, посвященную разным аспектам организационной коммуникации, в частности, проблематике командообразования. Могли бы вы выделить те подходы к решению задач тимбилдинга, которые, на ваш взгляд, наиболее эффективны с точки зрения профессионального психолога? — Я выделяю три вида методов тимбилдинга. Первый — спортивно-рекреационный — это то, что включает в себя веревочный курс и другие подобные мероприятия, подразумевающие активный отдых участников тренинга на природе, а порой и экстремальные туры: совместный корпоративный поход, рафтинг, скажем, на Горном Алтае и так далее. Иногда акции спортивного характера сопровождаются небольшими обучающими тренингами, которые проводят инструкторы во время отдыха команды, например, вечером у костра. — В чем это выражается? Не сошлись характерами? — Да, и это в более значительной мере, чем обычно в рабочих условиях, проявилось в неформальной обстановке. Кроме того, может случиться так, что кто-то лучше справляется с упражнениями, кто-то, наоборот, дал слабину — и все это заметили, порой это приводит к негативным последствиям. Кое-кто будет не рад успехам партнера по команде, кому-то не понравится, что из-за одного–двух человек коллектив в целом неудачно справляется с заданиями. — Но есть и третий вариант тимбилдинга? — Да. И как раз он, на мой взгляд, наиболее оптимальный: он нацелен на создание команды в условиях совместного решения реальных задач компании. Выглядит это следующим образом. Определяется тема —от разработки миссии компании до повышения эффективности работы организации. Команда вместе с бизнес-тренерами выезжает на несколько дней на природу, где в неофициальной обстановке решаются три взаимосвязаные задачи. Первая — психологическая — нацелена на формирование командного духа, благоприятных межличностных взаимоотношений. Вторая — инструментальная: ее суть состоит в том, что люди в команде должны научиться работать по-другому. Если угодно, в ином ключе проводить совещания, правильно пользоваться методом мозгового штурма и т. д. И третья задача, которую можно назвать задачей институциализации, предполагает закрепление навыков и развитие команды в реальных посттренинговых условиях. Это осуществляется за счет выработки правил взаимодействия, продолжения работы над решавшимися в ходе тренинга организационными вопросами. Люди учатся не на выдуманных моделях, а на том, с чем сталкиваются в реальной профессиональной деятельности. МИФЫ О КОМАНДЕ — По всей видимости, далеко не всегда у руководителей компании складывается верное впечатление о том, что такое команда, и, соответственно, как и для чего ее создавать. — Да, существует множество мифов. Например, «команда — это коллектив, в котором всегда хорошие отношения». На самом деле это представления подросткового уровня, идущие от дворовых команд сверстников, где каждый стоит друг за друга и так далее. Понятие «команда» вовсе не подразумевает бесконфликтности. Противоречия между членами коллектива могут быть, однако в команде есть наработанные инструменты их решения. Или вот еще один управленческий миф: «Команда — это когда множество людей делает то, что говорю я». Разумеется, это тоже не так.
НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ — Вы говорили, что в основной массе российские компании придерживаются директивного стиля управления. — С одной стороны, тимбилдинг — это ликвидация безграмотности в плане управления коллективом и корпоративных взаимоотношений, а с другой — это маленькие капли новой идеологии, которая приходит в наш бизнес под влиянием компаний из развитых стран. Идеологии команды, сплоченного коллектива, решающего общие задачи. Поэтому компаниям, где придерживаются демократических принципов общения, тимбилдинг способен принести хорошие результаты. Во всяком случае важно ведь не только то, насколько повысится производительность труда, но и то, какова атмосфера в компании, насколько комфортно сотрудникам работать в ней. — Сегодня часто говорят о необходимости повышения лояльности к компании со стороны самих ее сотрудников. Можно решить такую задачу при помощи тимбилдинга? — Нет, если он не подкреплен реальной основой. Я имею в виду материальные и нематериальные стимулы для сотрудников, которые применяются в компании. Важен не только достойный оклад, социальные гарантии, но и отношение к сотруднику в коллективе — как со стороны коллег, так и со стороны руководства. Если подобных стимулов в организации нет, тимбилдинг для нее не имеет смысла. Повысить лояльность сотрудников к компании, сплотить команду в таких условиях весьма проблематично. ![]() |
||
© Copyright 1997-2012, Центр психологии НГУ. Новосибирск, 630090, Пирогова, 2 тел. (383) 330-87-81, 363-40-58 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
![]() создание сайта |