Бизнес психология Обучение и консультирование

Обучение Менеджеров по персоналу

Консалтинг

Заказать обратный звонок

Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваш заявка принята. Ожидайте звонка.

_________________________

   

Обратная связь








Тема месяца апрель - Команда

Тема месяца апрель - Команда

 

На сегодняшний день, вероятно, нет такого менеджера, который бы не слышал понятия «команда» или не представлял, о чем идет речь. Но зачастую, представления о команде носят общий характер и окружены множеством мифов, имеющих отдаленное отношение к реальности.


Итак, команда - это группа людей, имеющих общие разделяемые цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов.
Команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной рабочей группы, однако, есть специфические черты, присущие только ей.

Прежде всего – это нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач, высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем, эффективная коммуникация между членами команды и свободно циркулирующая, доступная для всех информация.


Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп является наличие синергического эффекта или эффекта системности. Это означает, что у команды появляются свойства, которые не получить простым сложением свойств ее участников. На математическом примере это выглядит так: 2+2+эффект=5. То есть, используя знания всех своих участников, в процессе их взаимодействия, команда может создать качественно новое знание, которое простым суммированием не получить. Стоит заметить, что эффект может быть и отрицательным: 2+2=3, это часто встречается и воспринимается как норма в обычных трудовых коллективах, эффективность которых ниже уровня возможной именно за счет неудовлетворительного взаимодействия между сотрудниками.


Существует несколько факторов определяющих образование команд.


1. Тип совместной деятельности


Любая команда создается для достижения какой-либо цели, что определяет круг задач, решаемых членами команды и способ организации совместной деятельности: совместно-индивидуальный, совместно-последовательный, совместно-взаимодействующий, совместно-творческий. От целей и задач зависит формальная структура команды; ее ролевой состав; перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены команды; сроки выполнения; степень контроля со стороны руководства.


2. Стиль лидерства


Огромное влияние на процессы в команде оказывает ее лидер или руководитель, точнее присущий ему стиль управления. Западные исследователи Ch.Mans и H.Sims считают, что «наиболее адекватным лидером является тот, кто может руководить другими в таком направлении, чтобы они руководили сами собой». Такого лидера авторы называют «Сверх-лидером». Также описаны такие типы лидерства как «Сильный лидер», «Транзактор», «Герой-визионер». Борьба за власть – редкое явление в работе команды. В основном потому, что командный менеджмент, как одна из форм коллективного управления, основан на процессе делегирования полномочий.  Лидерство в команде носит «ресурсный» характер – оно время от времени переходит к разным людям в зависимости от обстоятельств. Разные члены команды в силу своих знаний или опыта в разные периоды времени выступают в роли «ресурсов» для команды. Они играют роль лидеров до тех пор, пока в этой роли они полезны для команды, а роль руководителя сводится к тому, чтобы создать для этого необходимые условия.


3. Методы и технологии (см. также)


Владение такими методами группового решения задач, как «мозговой штурм», «метод семи шляп», «круг Диснея», «Дельфи-групп», «метод номинальных групп», «синектика», «ТРИЗ» позволяет существенно увеличить эффективность деятельности команды.


4. Социально-психологический контекст


Под социально-психологическим контекстом следует понимать внутрикомандные отношения, связанные с ритуалами, ценностями, нормами, симпатиями и антипатиями, характерными способами организации и протекания командного взаимодействия (координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений), организацией ролевого распределения. Можно сказать, что социально-психологический контекст – это внутренний культурный контекст команды, другими словами, ее субкультура.
Помимо внутренних факторов, стоит обратить внимание и на внешние факторы, в частности на особенности той организации, в которой создается команда. Важно, чтобы культура компании, присущий ей стиль менеджмента, уровень развития способствовали командной работе, поддерживали сотрудничество, как на межличностном, так и на макро уровне взаимодействия. Без поддержки организации, даже самая профессиональная деятельность по формированию команды обречена на провал.

Идея создания команды может быть довольно привлекательной для руководителя, но стоит учитывать, что этот процесс требует значительных инвестиций и усилий, которые не всегда оправдываются. Должен быть достаточный временной ресурс для осуществления перемен. Американский опыт показывает, что в больших компаниях с развитой бюрократической структурой команды достигают ожидаемого результата не раньше, чем через три года, а в небольших компаниях первые результаты могут появиться через полгода упорной работы. Поэтому создание команд не может помочь для срочного выхода из кризисных ситуаций - просто не хватит времени. Так же важно отдавать себе отчет в том, что для профессионального создания команд потребуются значительные денежные средства на проведение тренингов и других мероприятий по формированию, обучению, настраиванию и сопровождению команды. А на первых этапах, молодой команде еще и необходимы особые условия, которые тоже требуют материальных затрат.
Создание и использование команды целесообразно только тогда, когда работа требует взаимосвязанных действий, которые не могут быть эффективно выполнены при индивидуальной работе.


Работа в команде предпочтительна, когда:
• существует сложная задача или проблема, важная для достижения стратегических целей и не имеющая алгоритма решения
• присутствует неопределенность
• требуется широкий диапазон компетентности
• для принятия решения необходим консенсус
• необходим разносторонний подход


Британские специалисты по формированию Топовых управленческих команд У. Критчли и Д. Кэйси определяют необходимость формирования команд по уровню сложности выполняемого задания. Они выделяют три типа заданий:
• простые задания, имеющие техническую природу;
• обычные задания с умеренной степенью неопределенности;
• задания с высокой степенью неопределенности и относительно сложными проблемами, влияющие на достижение организационных целей.


По мнению авторов, для выполнения простых заданий сотрудникам необходим узкий специфический набор профессиональных знаний и навыков, и лишь некоторые социальные навыки. Для эффективного выполнения таких заданий сотрудники  могут работать независимо друг от друга. Для выполнения заданий второго типа сотрудникам необходима общая информация и идеи, которые они могут получить в процессе умеренного сотрудничества. Для этого им необходимы коммуникативные навыки, навыки ведения переговоров и координация деятельности.
И лишь для выполнения заданий третьего типа необходим высокий уровень навыков командной работы.
Какое бы решение ни принял руководитель: о создании команды или об отсутствии необходимости в ней, опыт работы с компаниями на Российском рынке свидетельствует, что даже обучение элементам командной работы обычных трудовых коллективов способно существенно увеличить эффективность и продуктивность их деятельности.
Конечно, все особенности формирования и работы команды, в рамках данной статьи, раскрыть невозможно. Команда, как феномен, гораздо многограннее всех статей, посвященных ей. Лучше один раз увидеть и попробовать, чем сто раз услышать и прочесть.

Корпоративные тренинги Центра Психологии

«Реальная управленческая команда» и «Формирование управленческой команды»

помогут сформировать четкое представление о том, что такое командная работа и командное сотрудничество. В режиме ролевой игры участники  ставят цели и распределяют задачи в команде, формируют и поддерживают командный дух, осваивают технологии принятия групповых решений, осознают свои роли и ресурсы, учатся эффективному взаимодействию, самоорганизации и самоуправлению.

Rambler's Top100
создание сайта