Бизнес психология Обучение и консультирование

Обучение Менеджеров по персоналу

Консалтинг

Заказать обратный звонок

Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваш заявка принята. Ожидайте звонка.

_________________________

   

Обратная связь








Модерация

Модерация

Модерация происходит от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модерация - это помощь в оптимизации, в повышении эффективности работы группы. В частности группы, которая занимается решением задач и принятием решений.
Есть специальные люди, модераторы, которые на Западе и у нас проводят так называемые модеративные сессии. Их приглашают для оказания помощи группам, которые собрались для решения каких-то проблем и задач.
Почему вообще возникает необходимость в такой фигуре?
Потому, что существует немало факторов, которые препятствуют нормальной эффективности работы группы, несмотря на высокий потенциал каждого в отдельности. Можно выделить три группы негативных факторов:
1. Личностные факторы: это амбиции, высокая или низкая самооценка, перфекционизм, различные комплексы.
2. Социально-психологические факторы, то есть закономерности, которые существуют уже не внутри самого человека, а во взаимодействии двух и более людей. (К числу негативных относятся критика, соперничество, неприятие чужих точек зрения, разные взгляды на одну и ту же проблему).
3. Организационные факторы – это то, как организуется эта группа. Часто группы не имеют четких целей, для чего они собираются, задач, регламента, способов внутренней организации.

Можно управлять этими факторами и модератор – это человек, который умеет это делать.
Модератор может быть экспертом по данной теме, но может им и не быть, поскольку его главная задача – организовать работу группы по достижению результата, использовать опыт, знания и умения участников.
Главная цель – это не обучение, не советы, не рекомендации как решать проблему. Это организация собственного потенциала группы и использование тех экспертных возможностей, которые в группе есть.

Модератор в своей работе использует методы организации работы группы на разных уровнях.
Организационный уровень: цели, план, сценарий сессии, инструкции на те или иные формы работы, учет этапов, регламента и пр.
Личностный – это непосредственное влияние на поддержание определенной атмосферы в группе, контакт с группой и с отдельными участниками.
Инструментальный. В арсенале любого модератора существует большое количество различных приемов и методов, которые помогают повысить потенциал «коллективного мыследействия», уменьшают потери времени и возможность появления непродуктивных конфликтов, отвлечений в сторону от темы, помогают концентрированно работать на результат.
К этим методам относится «мозговой штурм» (от англ. brainstorming), который предназначен для набрасывания большого количества разнообразных идей, когда необходимо выйти за пределы привычного, знакомого, придумать что-то оригинальное. Это метод «номинальных групп», предназначенный для фиксации и классификации проблем и задач. Методы анализа и выбора вариантов. Методы, помогающие принимать решения и многое другое.
Когда приглашаются модераторы?
Модераторы приглашаются для самых разных целей – при разработке стратегии, миссии, какого – либо проекта, порождения новых идей, структурирования наработанного материала, при необходимости выработки и принятия согласованного решения.
В частности, автору этой публикации приходилось помогать IT подразделению в выработке новой технологии работы; согласовывать позиции собственников о путях развития бизнеса; управлять процессом разработки проекта по переезду производственного предприятия на новое место; выделять приоритетные задачи управленческой команды и пр. Почти всегда участники отмечали, что они гораздо быстрее и эффективнее, без лишних потерь времени и конфликтов решали задачи в ситуации модеративного управления группой.
Модератор - это не обязательно приглашенный извне человек. Потенциально, модератором должен быть любой руководитель, который проводит совещания и другие групповые акции. Но, во-первых, у него часто нет соответствующей подготовки, второе – нет «пророка в родном отечестве» и поэтому эффективность работы приглашенного модератора выше за счет специальных знаний, за счет опыта работы с разными группами, за счет того, что это – эксперт, посторонний человек, который не является ни начальником, ни подчиненным для этой группы.
Модеративные сессии могут продолжаться от двух часов до нескольких дней. Это может быть вариант – два-пять дней за городом для решения важных задач и вопросов, с продолжением работы уже в повседневной деятельности. Это могут быть сессии по 3-4 часа один раз в неделю при последовательной работе над реструктуризацией, разработкой стратегии и других дел, не требующих форсмажорных действий. Режим работы зависит от задач (срочные – несрочные, простые – сложные), от реальных условий и культуры компании, и каждый раз обсуждается с клиентом.
Приглашение модератора – это нормальный процесс обращения за помощью к специалисту, который что-то лучше знает и умеет. Подобно обращению при необходимости к врачу или банкиру, юристу или консультанту по управлению. В данном случае – это обращение к тому, кто знает, как управлять группой, собравшейся для решения производственных задач.


Рыженков П.Е.,
директор Центра психологии,
бизнес- психолог, консультант

Rambler's Top100
создание сайта